Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Роль и место мультимедийных обучающих программных средств и технологий в изучении отдельных тем программы по географии - Преподавание географии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание географии

Роль и место мультимедийных обучающих программных средств и технологий в изучении отдельных тем программы по географии


Автор(ы): Шадрина Марина Викторовна, учитель географии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В настоящее время никто не станет оспаривать тот факт, что использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения. Феномен внедрения ИКТ в преподавательскую деятельность является предметом пристального внимания и обсуждения ученых, методистов, педагогов-практиков. Необходимо отметить, что ИКТ всегда были неотъемлемой частью педагогического процесса и в “докомпьютерную эпоху”. Это, прежде всего, связано с тем фактом, что процесс обучения является информационным процессом. Но только с появлением возможности использования компьютеров в образовательном процессе сам термин “информационно-коммуникационные технологии” приобрел новое звучание, так как стал ассоциироваться исключительно с применением персональных компьютеров. Таким образом, появление компьютера в образовательной среде явилось своего рода катализатором тех тенденций, которые обнажили информационную суть процесса обучения. [1]
Информатизация процесса обучения может состояться лишь при условии создания легкодоступных электронных источников образовательной информации. Аналогично тому, как изобретение книгопечатания сделало книгу одинаково доступной для всех и принципиально изменило систему образования, так для успешной информатизации процесса обучения необходимо сделать новые электронные источники информации одинаково доступными для всех.
Появление на рынке компьютерных услуг лазерных дисков (CD-ROM) вызвало традиционную реакцию, называемую эффектом новизны, что проявилось в желании многих пользователей поработать с дисками, освоить их интерактивный режим, то есть овладеть дополнительными инструментальными пользовательскими умениями.
В своей педагогической деятельности я использую электронные учебники по географии для 6, 7, 8 классов, разработанных республиканским мультимедиа центром.
Использование электронных учебных пособий позволяет повысить качество обучения, сделать его динамичным, интересным, решать несколько задач – наглядность, доступность, индивидуальность, контроль.

Электронное учебное пособие активизирует учебно-познавательную деятельность и позволяет осуществлять дифференцированный подход к каждому ученику, дает возможность самостоятельно без помощи учителя изучать предлагаемый материал, расширять свой кругозор. Внедрение в учебный процесс современных информационных компьютерных технологий обеспечивает единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения.
Мною были разработаны и проведены уроки с использованием электронного учебника 8 класса.
  1. “Ледники. Подземные воды”,
  2. “Почвы и их разнообразие”.
В данной работе представлена разработка урока по теме “Почвы и их разнообразие”.
Методы обучения имеют тесную связь с характером подачи и восприятия информации как для обучающегося, так и для обучающего. И в связи с этим фактом следует отдельно отметить вопрос использования мультимедийных технологий, которые существенно влияют на характер подачи, а, следовательно, и на методы обучения.
Мультимедийные технологии превратили учебную наглядность из статистической в динамическую, то есть появилась возможность отслеживать изучаемые процессы во времени.
Но преподавателю, решающемуся на использование мультимедиа средств на уроке, не следует думать, что с появлением компьютера и проектора в классе произойдет чудо. В образовании чудес не бывает, как в любой практической сфере деятельности. Действенный инструмент в неумелых руках приобретает обратные свойства, начинает мешать, отягощать и запутывать. Применяя, компьютер на уроке, следует реально отдавать себе отчет в том, какая преследуется цель и какие средства для ее реализации необходимом привлечь.[1]
Внедрение и использование мультимедиа-технологий в преподавании выявило ряд положительных сторон. Например, применение специального проектора позволило в ходе урока наглядно демонстрировать возможности изучаемого программного продукта, в том числе с помощью слайд-презентаций. Такая организация занятий дает возможность экономить время, тем самым, интенсифицируя изложение учебного материала.
Мультимедиа-технологии – это одно из перспективных направлений информатизации учебного процесса.
В своей работе я использую слайд-презентации, которые являются результатом проектной деятельности учеников. Мною были освоены программы Microsoft: PowerPoint, Word, Exsel, Adobe PhotoShop.
Создание презентаций с помощью компьютерной программы Microsoft PowerPoint не требует специальной подготовки и больших затрат. При этом учащиеся работают индивидуально или учитель использует компьютер, соединенный с демонстрационным экраном.
Презентации созданные с помощью данной программы, при необходимости могут быть легко дополнены или переделаны. Кроме информации, для демонстрации в презентации могут быть внесены динамические картинки, которые помогают понять суть явления или процесса, а также фильмы, демонстрирующие необходимые явления.
Создавая такие программы, я ставлю перед собой следующие цели:
  • Расширить кругозор учащихся, используя материал из разных источников информации. Учащиеся могут работать по группам, всем классом или индивидуально.
  • Дифференцировать урок, давая возможность детям с различными интересами и способностями выбрать нужный материал.
  • Активизировать познавательную деятельность учащихся – получить как можно больше информации за меньшее время.
Для уроков географии вместе с учащимися были составлены презентации по следующим темам: “Исландия”, “История открытия и освоения России”, “Климаты России”.
Литература
1. Конгресс конференций “ИТО-2003”. Сборник трудов. Часть 3, 4.М.: Просвещение, 2003.
Разработка урока.
Почвы и их разнообразие.
Цель урока:

1. Дать представление о почвообразовательных процессах.
2. Развивать мировоззрение о постоянном изменении почвенного покрова с течением времени.
Ведущие понятия:
- факторы почвообразования,
- почвенные горизонты,
- почвообразующие процессы.
Ход урока.
1. Оргмомент.
2. Постановка задач урока.

- Сегодня мы начинаем изучать новую тему “Почвы”. Тема рассчитана на 3 урока. В конце изучения темы вы должны будете знать главные особенности зональных типов почв, размещение их по территории страны.
Тема нашего сегодняшнего урока “Почвы и их разнообразие” (записать в тетради).
- Какие задачи на урок мы должны с вами поставить? (Определить почвообразующие факторы, состав почвы, строение почвы, механический состав, структуру почв).
3. Изучение нового материала.
-
Вспомните, что такое почва?
Почва – это поверхностный слой земной коры на суше, обладающий плодородием. Почва – совершенно особое природное тело. Она состоит из многих компонентов, так как образуется и существует благодаря сложному взаимодействию литосферы, атмосферы и биосферы.
- Каким уникальным свойством она обладает? (Плодородием).
- Из каких частей состоит почва? (Диск География России: природа и население. 8 класс”, почва и ее состав).
Почва состоит из твердой, жидкой и газообразной частей и живых организмов.
Твердая часть почвы – это минеральные вещества и гумус (перегной).
Минеральная часть состоит из обломочных горных пород и минералов. Они слагают более 90 % объема почвы. Обломки имеют разные размеры. От них зависит механический состав почв.
Жидкая частьпочвенная вода, с растворенными в ней органическими и неорганическими соединениями. Почвенная вода заполняет поры между минеральными и органическими частицами. Основной источник воды в почве – атмосферные осадки. Часть поступающей воды стекает с поверхности или внутри почвы, часть испаряется. Но наибольшее количество почвенной влаги поглощается растениями.
Газообразная частьпочвенный воздух. Наряду с почвенной водой он заполняет поры и пустоты между почвенными частицами. Почвенный воздух отличается от атмосферного.
- Чем отличается? (В нем меньше кислорода, больше углекислого газа и паров воды).
- Как образуется углекислый газ? (Углекислый газ образуется в процессе жизнедеятельности живых организмов). - Изучением почв занимается наука почвоведение. Основоположником этой науки является Василий Васильевич Докучаев, всемирно известный русский ученый. Он продела огромную работу по изучению почв России.
- Чтобы понять, как образуются почвы, необходимо выявить причины этого, т.е. почвообразующие факторы. (Диск, почвообразующие факторы).
Формирование почв происходит в результате взаимодействия ряда факторов. Это почвообразующие породы, растительные и животные организмы, климат, рельеф, воды. От определенного сочетания перечисленных природных факторов зависит тип почвы, ее механический состав, структура, плодородие. Изменение любого из факторов приводит к изменению взаимодействия между ними и к формированию иной почвы.
В тетради. Почвообразующие факторы:
1. Почвообразующие породы.
Почвообразующие породы – каркас почвы. От них зависят многие механические и физические свойства почв. Почвообразующие породы влияют и на химические процессы. Самые распространенные почвообразующие породы на территории России – рыхлые отложения четвертичного возраста. Они покрывают более 80% ее территории.
2. Растения.
Растения синтезируют органическое вещество. Опадающие с деревьев листья, хвоя, кора, ветки и отмирающие травянистые растения, и их корни создают растительный опад. В почве растительный опад превращается в гумус. Огромную роль в этом преобразовании играют микроорганизмы. Они разрушают мертвое органическое вещество, накапливают некоторые элементы и способствуют образованию новых химических соединений. Эти соединения доступны для усвоения растениями и содержат необходимые им химические элементы (азот, фосфор, железо, калий и др.)
3. Животные.
Важное значение для почвообразования имеют и почвенные животные. Они перерывают и перемешивают почву, а также обогащают ее продуктами своей жизнедеятельности. Самая распространенная группа животных – черви. Они в течение нескольких лет полностью пропускают через свой организм всю почвенную массу. Благодаря животным почвы приобретают благоприятную структуру.
4. Климат.
Климат – один из важнейших факторов почвообразования. С ним связано обеспечение почвы теплом и водой. Каждому климатическому поясу соответствует определенный растительный покров. Под разными типами растительности формируются соответствующие зональные типы почв.
5. Рельеф.
Рельеф влияет на перераспределение тепла и атмосферных осадков, поступающих на поверхность суши. Значительные изменения высоты местности приводят к изменениям климата. Поэтому в горах происходит закономерная смена почв в соответствии с высотной поясностью. Однако на особенности почвенного покрова воздействуют не только крупные, но и средние и даже мелкие формы рельефа. На равнинах в понижениях рельефа образуются почвы, отличающиеся от почв более высоких водораздельных участков. Это происходит потому, что выпавшие атмосферные осадки частично стекают в пониженные места. Грунтовые воды здесь располагаются ближе к поверхности, и почвообразование происходит под их влиянием.
6. Воды.
При недостаточном атмосферном увлажнении грунтовые воды минерализованы. Поэтому почвы пониженных форм рельефа в степях, полупустынях и пустынях засоляются. Засоление происходит за счет подъема к поверхности минерализованных вод. При их испарении почвы обогащаются карбонатами, гипсом, легко растворимыми солями. Так образуются солончаки. При избыточном атмосферном увлажнении в условиях близкого залегания грунтовых вод образуются торфяно-болотные почвы.
7. Время и деятельность человека.
Особые факторы образования почв – время и хозяйственная деятельность человека. Возникновение почвы – процесс длительный. За 100 лет ее мощность увеличивается всего на 0,5-2 см. Поэтому почвы формируются тысячелетиями. Фактор хозяйственной деятельности человека отличается от всех остальных. Во-первых, он не является природным. Во-вторых, человек воздействует на почву целенаправленно. Он изменяет ее в соответствии со своими потребностями. По мере развития науки и техники преобразование почв человеком усиливается.
- Основными свойствами почв явл...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.06.25 | Просмотров: 1889

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340